Манвелов Сергей Георгиевич
заслуженный учитель Российской Федерации, академик международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Армавирского государственного педагогического университета.
Опубликовал более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе монографии, учебные пособия и программы, книги для учителя. Среди них работы, печатавшиеся в центральных научно-методических журналах «Квант», «Математика в школе», «Начальная школа», в приложении «Математика» издательского центра «Первое сентября», в ведущем российском учебно-педагогическом издательстве «Просвещение».
Научная и педагогическая деятельность С. Г. Манвелова отмечена правительственными наградами, в том числе медалью К. Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, и высшей общественной наградой Российской Федерации — медалью «За вклад в развитие образования».
Правила успешности учителя по С. Г. Манвелову
1. Стать успешным можно, только научившись получать удовольствие от систематического, упорного и целенаправленного труда.
2. Умейте радоваться и по мелочам, потому как даже крохотные удачи не приходят сами собой. Говоря словами из песни:
Нужно только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы.
3. Перенимайте опыт своих успешных коллег. Но не сотворяйте себе кумиров, чтобы не терять друзей. Ведь с годами Вы всё полнее будете открывать в них не только новые достоинства, но и недостатки.
4. В любом замечании, даже кажущемся Вам абсолютно необъктивным, ищите «рациональное зерно», резервы для совершенствования. Поменьше расстраивайтесь, побольше перестраивайтесь. Не останавливайтесь в движении от неудачного опыта к успеху. А зависть к чужому успеху — обязательный атрибут неудачника.
5. Умейте прощать и не обсуждайте кого-либо из коллег в его отсутствие. Нужно научиться говорить только то, что может принести пользу себе или другому. Избегайте пустых разговоров.
6. В отношениях с учениками будьте требовательными, но справедливыми. Будьте доброжелательными, но не допускайте панибратства. Не поступайте так, чтобы у детей сложилось мнение, что Вы действуете по правилу: по всякому вопросу существует два мнения, одно неправильное, другое — моё.
7. Не пропускайте моментов достижения успеха кем-то из ребят. Стимулируйте на этой основе их деятельность. И всегда оценивайте поступок, а не личность. Будьте вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.
8. Знайте и не забывайте, что как только учитель перестаёт учиться сам, он начинает отставать. Но ведь часы-то идут, дни бегут, а годы летят. И чем больше знание, тем больше его граница с незнанием. Поэтому не надо паниковать, если выясняется, что Вы чего-то не знаете или не умеете. Никогда не поздно начинать учиться.
9. Поддерживайте и укрепляйте веру учащихся в собственные силы, оставаясь неисправимым оптимистом. Цените юмор и не скупитесь на улыбку. Умейте быть естественными в своих эмоциях.
10. Важно, чтобы Ваши ученики ощутили на себе, что именно они и то, чему Вы их учите, — и есть самое главное в Вашей работе.